Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Лидерство на вынос?
Тема: Россия
Автор(ы): Э. Крюков
Дата публикации: 14.05.2008
Источник: Завтра
No: 20

Эдуард Крюков

Лидерство на вынос?

Вот уже несколько лет в программных выступлениях российских политических лидеров регулярно звучит тезис о "решающей роли молодежи в успешной реализации долгосрочных программ социально-экономического развития страны". Экономисты и политологи все чаще твердят о том, что обещанный к 2020 году "выход России в лидеры мирового процесса по многим направлениям" – невозможен без массового вовлечения в государственное, социальное, хозяйственное строительство инициативной молодежи, и особенно – без молодых управленческих кадров высшего качества.

Нельзя сказать, что это не осознается как реальная потребность общества, государства, бизнеса. Открываются все новые и новые "школы менеджмента", в ВУЗовских учебных планах появляются курсы, в название которых входит слово "лидерство". Корпорации отправляют своих молодых перспективных работников проходить соответствующее обучение в зарубежные (чаще всего британские или американские) университеты.

Однако все это, во-первых, захватывает лишь тончайший молодежный пласт и, во-вторых, практически совершенно не затрагивает ту важнейшую общественную сферу, которую во всем мире называют "социальным лидерством".

Более того, в постсоветской России это понятие старались не употреблять. Потому что, как показывает мировой опыт, социальное лидерство, за редкими исключениями, всегда сопрягается с попытками лидерства идеологического и политического, а также с попытками создания неких лидерских (то есть, неформальных и неуправляемых со стороны власти) коллективностей.

А насколько сложно иметь дело с такими коллективностями – известно еще с позднесоветских времен. Когда каждая рок-группа, каждый клуб самодеятельной песни или кружок молодых любителей истории очень быстро превращался в более или менее радикальное антивластное начинание.

Молодежи особенно свойственно острое чувство неудовлетворенности жизнью – даже если она относительно "благополучна". И именно в молодежной среде особенно легко к этому чувству апеллировать. А уж если в итоге многолетнего марафона наших "реформ" благополучием для подавляющего большинства молодежи совершенно "не пахнет", то неконтролируемое "социальное лидерство" представляется власти особенно опасным.

До недавних пор власти казалось, что энергию активной молодежи вполне способна поглотить ориентация на личный успех, то есть "большие бабки". Образцы такого успеха широким потоком льются с телеэкрана и явлены вокруг дорогими иномарками и элитными коттеджами. Однако уже выросло поколение, которое попробовало "прорваться наверх", получая хорошее образование и работая не покладая рук, и поняло, что "большие бабки" так не заработаешь, и что лотерейный билет в "красивую жизнь" получают как-то иначе. И это поколение, которое некоторые социологи уже называют "разочарованным", – вновь ставит на повестку дня лозунг "Мы ждем перемен" из раннеперестроечной песни.

"Первым звонком" для российской власти, демонстрирующим опасность со стороны этого поколения, стали массовые молодежные акции украинской "оранже