Дата публикации: 30.05.1995 Источник: Газета "Завтра" No: 22 (78) |
Как и предполагалось, волны от белорусского референдума пошли по
странам СНГ. Правящие элиты суверенных республик должны были как-то
отреагировать на беспрецедентный шаг президента Белоруссии, впервые
спросившего у своего народа, что тот думает о Беловежье, и
получившего ясный и определенный ответ.
Первая реакция от "братской" Украины была получена почти
незамедлительно президент Кучма заявил, что политика
неприсоединения, провозглашенная при образовании незалежного
Украинского государства, не отвечает национальным интересам Украины.
Далее последовали заявления о готовности к более тесным отношениям с
НАТО, ужесточение позиции по проблеме Черноморского флота и показное
братание с националистическими режимами Латвии и Эстонии, не
скрывающими своего отношения к азиатам-русским. За все это Украина
удостоилась признания ее "европейским государством" от эстонского
президента Л.Мери.
Зачем нужна такая бурная, явно показная реакция? Вспомним 1991
год. На Украине готовились к референдуму о независимости. И вот в
СМИ РФ и Украины появляются материалы о возможном военном конфликте
с Россией и даже (!) об обмене ядерными ударами. Ясно, что у народов
обеих республик возникает недоверие к политике праительства
противоположной стороны. В результате на референдуме Кравчук
получает необходимый ответ.
Сейчас происходит нечто подобное. Кучма, избранный на лозунгах
сближения с Россией и официального двуязычия, отбросивший
предвыборные обещания чуть ли не на следующий день, а теперь
поставленный перед белорусским прецедентом и испытывающий давление
со стороны сторонников сближения наших стран, стремится изо всех
сил накалить двусторонние отношения и посеять народное недоверие к
России. Предпринимаются даже попытки начать разоблачение "российских
шпионских центров".
Цель ясна: раскрутить "антимоскальскую" националистическую
истерию и на этой волне, и, опираясь на протащенный через парламент
закон о власти, прийти к авторитарному режиму в республике. Лучшие
союзники для Кучмы в этом именно националисты, готовые на
авторитаризм и даже диктатуру, лишь бы не с Россией.
Примечательна и позиция президента Казахстана Назарбаева. Начав
еще с лета прошлого года подготовку к упрочению личной власти в
республике, он выдвинул идею Евразийского союза, а затем обозначил
поддержку введения в республике государственного двуязычия. Создав
демократический имидж и заручившись поддержкой русскоязычного
населения, он спокойно распустил Верховный Совет и продлил себе
полномочия до 2000 года. Почти сразу после этого идея
государственного двуязычия была отвергнута, вместо Евразийского стал
активно строится Центральноазиатский союз, наметилось сближение с
противником реинтеграции Каримовым и с эмиссарами США, появилось
стремление изменить уже оговоренные с Россией пути транспортировки
казахстанской нефти. Отсутствие Назарбаева на совещании глав
государств СНГ в Минске есть и демонстрация того, что данная
организация его не слишком интересует, и стремление избежать
неудобных вопросов о белорусском прецеденте. Вероятно, СНГ лишилось
одного из своих столпов.
Отсутствие в Минске президента Ниязова, после визита в Москву
отправишегося на Ближний Восток и представляющего там свою страну
как окно между Ираном и Западом, показывает, что и ему не нужна
реинтеграция в СНГ. Туркменбаши уже давно (и небезуспешно)
интегрируется в Ближневосточный регион.
Похоже, что попытка российской дипломатии использовать механизм
СНГ для хотя бы частчной реинтеграции на постсоветском пространстве
успеха иметь не может. Более чем скромные, в сравнении с белорусским
референдумом, результаты прошедшей минской встречи глав государств
СНГ только подтверждают это опасения. СНГ создавался как орган
"цивилизованного развода" республик бывшего СССР. Пока у власти в
этих республиках остаются элиты, стремившиеся к такому разводу с
Россией и инициировавшие его, ни о какой реинтеграции в рамках СНГ
речь идти не может содружество останется лишь слабым,
малоэффективным инструментом сглаживания последствий насильственного
разделения народов. Гораздо больше для реальной интеграции может
дать развитие двусторонних отношений между Россией и
заинтересованными государствами СНГ, что очень наглядно подтверждает
пример Белоруссии. "Сбрасывать" такие процессы в политически
дефектную структуру СНГ, значит рисковать потерей реальных шансов
на интеграцию даже с заинтересованными в ней републиками.
|