Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

КИТАЙ - ПУТЬ К СВЕРХДЕРЖАВНОСТИ?
Автор(ы): Ю. Бялый
Дата публикации: 27.06.1995
Источник: Газета "Завтра"
No: 26 (82)

Стиль, в которым в последнее время говорят с миром китайские политики, свидетельствует о кардинальных статусных переменах в раскладе мировых сил. Страна, совсем недавно известная в мире лишь демографическим потенциалом и "антиимпериалистической" риторикой, демонстрирует совершенно новый тон.

"Экономическое чудо", сотворенное, вопреки монетаристским рецептам, на основе массированных иностранных инвестиций под крайне жестким контролем КПК и центральной пекинской власти, дает свои плоды. В мире лишь недавно отмечен, но еще до конца не осознан тот факт, что под убаюкивающие "сказочки навынос" о кустарной плавильной печи в каждом дворе — происходило стремительное развитие сельского хозяйства, промышленности, инфраструктуры, вооружений и долгосрочных политических программ, незаметно обеспечившее Китаю одну из главных геополитических позиций в мире. Лишь в 1992-93 годах эксперты на основании глубинных анализов выяснили, что годовые темпы роста ВНП в КНР за десятилетие составляют 15-20%, а темпы роста военных расходов превышают эти цифры.

Последовательное продвижение "регионов роста" и высокотехнологических производств из прибрежных "свободных экономических зон" вглубь материка — уже не позволяет досужим комментаторам заявлять о "двух несовместимых экономиках" и неизбежности разрыва между ними. Многократно предсказанные "перегрев" экономики и инвестиционный голод — "почему-то" так и не наступают. Крайне характерной приметой положительной и стабильной динамики Китая является поток реэмиграции зарубежных китайцев — "хуасяо", среди которых все больше бизнесменов, ученых и менеджеров, стажировавшихся на Западе.

Политическая система Китая, несмотря на очевидные приметы элитно-клановой борьбы за власть, сохраняет последовательность и стабильность. Ни события на площади Тянанмэнь, ни синцзян- уйгурская проблема, ни тибетские кризисы не приводят к заметным сменам и послаблениям внутриполитического курса. Сейчас, в связи с последними перемещениями в Пекинском горкоме КПК, антикоррупционными кампаниями, а также в ожидании недалекой смерти "патриарха реформ" Дэн-Сяо-Пина, множество наблюдателей предсказывает тяжелый внутриполитический кризис, вплоть до раскола Китая на части по слабым линиям региональных политических амбиций и экономических укладов. Думается, эти предсказания несбыточны в той же мере, что и предыдущие.

Голос Китая во внешней политике становится все более жестким и самостоятельным. Нарастает твердость линии в отношении политических шагов Далай-ламы и стран, поддерживающих антикитайские силы в Тибете. Антиамериканские заявления Пекина в связи с визитом президента Тайваня в США граничат с угрозами. В вопросе о контроле над спорным стратегически важным архипелагом Спратли — китайская дипломатия считает достаточным аргументом археологические находки на