Через десять месяцев после июньского 98-ого года
визита президента США в Китай, во время которого американцы всячески
подчеркивали приоритетность китайского направления во внешней политике США и
важность американо-китайского геостратегического партнерства, это партнерство
поставлено под большое сомнение.
В американских СМИ идет оголтелая антикитайская
пропаганда. Китаю предрекают скорый экономический крах. Ранее столь симпатичный
для Запада либерал-реформатор Чжу Жунцзи обвиняется в сворачивании
демократических реформ и проведении антизападной политики. Апрельский визит
китайского премьера в США до последнего момента находился на грани срыва и,
состоявшись, не принес сколь-нибудь значимых результатов. Главный вопрос визита вступление Китая в ВТО так и не был решен.
США предъявляют Китаю обвинения как минимум по
четырем пунктам. Во-первых, "нарушение прав человека и преследование
инакомыслящих". Во-вторых, кража американских высоких технологий.
В-третьих, поддержка стран-террористов (Северная Корея, Иран, Ливия).
В-четвертых, крайне медленное продвижение экономических реформ и нежелание
открывать рынки для американских товаров.
Подобной жесткости в отношении Китая США не
проявляли давно. Но конфронтационные повороты в китайской политике США бывали и
ранее.
Когда в середине шестидесятых годов развалился
антиамериканский военный союз СССР-Китай, а внешнеполитический курс КНР стал
решительно антисоветским, США воспользовались тем, что Китай крайне нуждался в
новом источнике инвестиций и новейших технологий. И это привело к сближению
Пекина и Вашингтона. В 1972 году антисоветский китайско-американский альянс был
закреплен визитом в КНР президента США Никсона, а китайско-советский конфликт
был признан одной из величайших побед американской дипломатии.
Новые акценты в китайскую политику США внесла
администрация Рейгана, обнаружив, что Китай растет "слишком быстро".
В 1982 году разгорелся китайско-американский скандал вокруг поставок оружия
Тайваню. А после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь США, объявив Китай
"врагом демократии и цивилизованного мира", перешли к политике
"изоляционизма".
Однако окончательно миф о прочности китайско-американского альянса был
развенчан с распадом СССР, крушением биполярной системы и, конечно,
стремительным увеличением экономической, политической и военной мощи Китая.
США осознали, что в лице Пекина получили в Азиатско-тихоокеанском
регионе крупного идеологического и геополитического противника. А потому сосредоточили
огромные усилия на "сдерживании" Китая, кульминацией которой должен
был стать созданный в 1997-98 годах в АТР экономический кризис.
Однако уже в разгар этого кризиса ключевая роль Китая в преодолении
либо дальнейшем развертывании финансовой катастрофы в АТР и мире становится
настолько очевидна, что международные финансовые организации заявляют о
необходимости скорейшего принятия КНР во Всемирную торговую организацию. На
Западе на "ура" встречают известие о назначении на пост главы китайского
правительства &quo