Публикации в СМИ

Темы публикаций
Авторы

Журнал "Россия XXI"
Альманах "Школа Целостного Анализа"
Видеосюжеты
Стенограммы «Судов времени»
Суть времени
Исторический процесс
Смысл игры

Судьба гуманизма в XXI столетии
Автор(ы): С. Кургинян
Дата публикации: 16.06.2018
Источник: Суть времени
No: 282

По сути, призыв Самуила к сынам Израилевым сводился к тому, чтобы эти сыны не отпадали от Господа в очередной раз, притом что отпадений было уже слишком много для того, чтобы считать их эксцессами. Скорее, при такой тяге к отпадениям приходится расценивать как эксцессы случаи верности Господу. И тем не менее на какое-то время призыв Самуила оказался для сынов Израилевых, так сказать, руководством к действию. И в этот период Саул правил разумно, обеспечивая мир в пределах единого Израильского царства и охрану этого царства от посягательств врагов.

Защиту царства от посягательств врагов Первая Книга Царств связывает, в частности, с успехом некоего Ионафана. Кто такой этот Ионафан, которого Саул разместил вместе с его тысячей воинов не где-нибудь, а все в той же Гиве Вениаминовой, жители которой расправились с наложницей левита, породив этим последствия, губительные для колена Вениаминова?

В Первой Книге Царств говорится:

«Год был по воцарении Саула, и другой год царствовал он над Израилем, как выбрал Саул себе три тысячи из Израильтян:

Две тысячи были с Саулом в Михмасе и на горе Вефильской, тысяча же была с Ионафаном в Гиве Вениаминовой; а прочий народ отпустил он по домам своим».

Так кто же такой этот Ионафан, который, как и Саул, принадлежит к колену Вениаминову и связан, как мы убедились, с Гивой Вениаминовой? Ионафан — это любимый сын Саула, сражавшийся, как и его отец, с филистимлянами и отличавшийся особой силой и ловкостью.

Ионафан, как и Саул, принадлежит к колену Вениаминову, в котором все мужчины особо искусны в стрельбе из лука и метании камней из пращи. Но Ионафан отличается особой искусностью в этих военных упражнениях, а также особой силой и храбростью. Поняв, что израильтяне уже смирились с победой филистимлян над ними, что они не готовы сражаться, а напротив, готовы покинуть Землю обетованную, дабы не пасть жертвами филистимлян, Ионафан вдвоем со своим оруженосцем нападает на лагерь филистимлян в городе Михмасе, к северо-востоку от Иерусалима, являвшемся уделом всё того же колена Вениаминова. Полагаясь только на помощь божью, Ионафан нападает на неприятеля, и неприятель в ужасе бежит. На помощь Ионафану приходит Саул со своим войском. И дерзкая затея Ионафана превращается в сокрушительную победу израильтян над филистимлянами. При этом Ионафан нечаянно нарушает запрет, наложенный Саулом на весь народ и всё войско. Саул запретил народу и войску есть что-то до победы над филистимлянами. Но Ионафан, не зная об этом, съел немного дикого меда в лесу. За это он должен был быть казнен Саулом, но народ заступился за Ионафана перед царем. И спас Ионафана от казни.

Еврейские предания говорят о том, что Ионафан был очень близок к Давиду, будущему второму царю объединенного Израильского царства. В Первой Книге Царств говорится по этому поводу: «Ионафан же заключил с Давидом союз, ибо полюбил его, как свою душу».

Когда Саул начал преследовать Давида, Ионафан всячески пытался спасти своего друга от отцовских преследований. Ионафан погиб в битве с филистимлянами вместе со своим отцом и со своими братьями.

Но не будем забегать вперед и рассмотрим последствия первой дерзкой победы Ионафана. После того как Ионафан разбил охранный отряд филистимлян, конфликт между филистимлянами и евреями начал стремительно обостряться. В Первой Книге Царств говорится: «И разбил Ионафан охранный отряд Филистимский, который был в Гиве; и услышали об этом Филистимляне, а Саул протрубил трубою по всей стране, возглашая: да услышат Евреи! Когда весь Израиль услышал, что разбил Саул охранный отряд Филистимский и что Израиль сделался ненавистным для Филистимлян, то народ собрался к Саулу в Галгал».

Галгал, фигурирующий в Первой Книге Царств, — это священное место, в котором израильтяне, перейдя Иордан вместе с Иисусом Навином, совершили обряд обрезания, впервые после вступления в Землю обетованную отпраздновали Пасху и воздвигли в честь своего возвращения на Родину памятник из двенадцати камней. В Галгале первоначально находилась Скиния с Ковчегом Завета, в Галгале Самуил помазал на царство Саула. Одним словом, это было особо священное место для народа Израилева.

Расположившись в Галгале, Саул ждал прихода Самуила, который, придя, должен был получить благословение Господа на битву с филистимлянами. Саул ждал прихода Самуила, но не дождался.

В Первой Книге Царств говорится о том, что Саул, находясь в Галгале, напряженно ждал Самуила, и что «весь народ, бывший с ним, находился в страхе.

И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него.

И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение.

Но едва кончил возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его.

Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе;

тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение.

И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа, Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда;

но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом.

И встал Самуил и пошел из Галгала в Гиву Вениаминову; а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек.

Саул с сыном своим Ионафаном и людьми, находившимися при них, засели в Гиве Вениаминовой [и плакали__]; Филистимляне же стояли станом в Михмасе».

В приведенном мною тексте из Первой Книги Царств сказано о том, что Саул, совершив жертвенное всесожжение, не дождавшись Самуила, отпал от Господа. И что он за это будет страшно наказан. За что же он будет страшно наказан? Ведь он хотел всего лишь «вопросить Господа» до прихода филистимлян. Он не стал сооружать золотого тельца и приносить ему жертвоприношения. Самуил, как следует из приведенного текста, несколько припозднился. Так велик ли грех Саула и сопоставим ли он с грехами отпадавших от Господа, поклонявшихся золотому тельцу и пр.?

В Первой Книге Царств прямо говорится о страшной каре Господа, которая грядет в связи с тем, что Саул совершил нечто недопустимое. Но что же он совершил? По сути, он нарушил субординацию, взяв на себя жреческие функции Самуила.

Про нечто отдаленно сходное будет позже сказано в Евангелии от Матфея: «Кесарево Кесарю, а Божие Богу». Буквально это было сказано Иисусом в связи с вопросом, нужно ли платить налоги Цезарю. Иисус, сказав это, избежал ловушки, в которую его пытались загнать фарисеи. Но если от этой буквальности перейти к общему смыслу сказанного Иисусом, то речь идет о распределении функций между светской и жреческой властью. Саул — это светская, царская власть. Такая власть не имеет права посягать на прерогативы жреческой власти так же, как жреческая власть не должна посягать на прерогативы власти светской.

При этом если при явлении Христа светская римская власть была намного сильнее жреческой, то при Сауле и Самуиле жреческая власть была сильнее царской. Самуил был недоволен тем, что народ Израиля домогался помазания царя и установления царской власти вместо власти Судей, то есть власти, по сути, жреческой. И Господь был этим недоволен. При этом Господь велел Самуилу уступить воле неразумного народа и помазать Саула на царство. Но как только помазанный царь превышает свои полномочия и берет на себя жреческие функции, Господь констатирует очередное отпадение и через Самуила предвещает гибель царя, который вышел за рамки своих полномочий, притом что и эти-то рамки были установлены с большим недовольством.

Итак, Самуил уходит во всё ту же, знакомую нам по прегрешению сынов Вениаминовых, Гиву, именуемую Гивой Вениаминовой. Туда же уходит и Саул, готовящийся к битве с филистимлянами.

Далее Первая Книга Царств повествует о том, что филистимляне очень сильно поработили израильтян, запретив им иметь кузнецов («кузнецов не было во всей земле Израильской, ибо Филистимляне опасались, чтобы Евреи не сделали меча или копья»).

Установив этот унизительный порядок, филистимляне превратили израильтян в народ второго сорта: «И должны были ходить все Израильтяне к Филистимлянам оттачивать свои сошники, и свои заступы, и свои топоры, и свои кирки, когда сделается щербина на острие у сошников, и у заступов, и у вил, и у топоров, или нужно рожон поправить (рожон — это палка с металлическим наконечником, которой пахарь погонял волов — С.К.). Поэтому во время войны [Михмасской__] не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а только нашлись они у Саула и Ионафана, сына его».

Тут-то Ионафан и совершил свой подвиг, напав на филистимлян вдвоем с оруженосцем. А Саул, откликнувшись на этот подвиг, поддержал Ионафана. В итоге евреи победили, но нарушили запрет Саула не вкушать до вечера пищи. Первая Книга Царств называет этот запрет «безрассудным». Саул хотел покарать Ионафана, народ заступился за Ионафана. В итоге отношения между Саулом и народом укрепились. Саул использовал это для разгрома врагов Израиля. Саул при помощи Самуила отчасти вернул себе расположение Господа. И это помогло Саулу истребить многих врагов своего народа. Но Саул был своеволен и не выполнял в точности распоряжений Господа. Кого-то из тех, кого Саул должен был по воле Господа истребить, Саул не истребил. Такое своеволие Саула оскорбило Господа, который поведал о своем крайнем недовольстве всё тому же Самуилу.

«И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь».

В итоге Самуил сообщает Саулу о гневе Господа. Саул же умоляет Самуила о том, чтобы тот испросил прощения у Господа. В итоге достигается некий компромисс между Саулом и Самуилом. Саул запоздало исполняет веления Господа, которые ранее нарушал. Но окончательного примирения Саула с Господом не происходит. Да и с Самуилом у Саула не складывается прежних отношений глубокой взаимной поддержки. В Первой Книге Царств говорится:

«И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову. И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем».

Обращаю внимание читателя на то, что Саул пошел в Гиву Саулову. Это — та же Гива Вениаминова. Про Гиву Саулову прямо сказано, что она есть город в уделе сынов Вениаминовых, расположенный севернее Иерусалима.